Организаторы:
Санкт-Петербургский Государственный университет. Факультет свободных искусств и наук.
Фонд содействия развитию образованию, науки и искусства «Новое искусствознание».
Оргкомитет конференции:
Глеб Юрьевич Ершов, кандидат искусствоведения, доцент Кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ;
Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова, старший научный сотрудник НИИ ТИАГ (Москва); старший преподаватель Кафедры истории русского искусства СПбГУ;
Кристина Олеговна Сасонко, директор Фонда «Новое искусствознание»;
Дарья Андреевна Пыркина, кандидат искусствоведения, зав.отделом образовательных программ ГТГ (Москва);
Светлана Владиславовна Мальцева, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Кафедры истории русского искусства СПбГУ, старший научный сотрудник НИИ ТИАГ (Москва);
Милан Просен, Ph. D., зав. кафедрой социальных и гуманитарных наук Университета искусств (Белград, Сербия).
Программа конференции:
22 октября 2019 г., вторник
October 22, 2019 Tuesday
СПбГУ, Факультет свободных наук и искусств
Дворец Бобринских, Галерная ул., 58-60
SPbSU Faculty of Liberal Arts and Sciences
The Bobrinsky Palace, Galernaya ul. 58-60
10.00 - регистрация
10:30 – 13:00, ауд.152
Модераторы – Глеб Ершов, Кристина Сасонко
Moderators – Gleb Ershov, Kristina Sasonko
- 1.Анатолий Рыков (профессор, СПбГУ) К философии кураторства. «Колдовство Медузы» Вернера Хофмана
Anatoly Rykov (prof. SPbSU) On the Philosophy of Curating. Werner Hofmann’s Zauber der Medusa
- 2.Татьяна Юрьева (профессор; директор Музея современного искусства им. Дягилева СПбГУ) Десятилетний опыт кураторской деятельности Музея современного искусства им. Дягилева СПбГУ
Tatiana Yurieva (prof., director of The Dyagilev Museum of Contemporary Art (SPbSU)) Ten Years of Curating Experience at The Dyagilev Museum of Contemporary Art (St. Petersburg State University)
- 3.Светлана Грачёва (профессор, декан факультета теории и истории искусств СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина при РАХ) Художественная критика и кураторство в современном академическом искусствоведческом образовании
Svetlana Gracheva (prof., dean of the faculty of the theory and history of arts, professor. St. Petersburg I. Repin State Academy Institute of Painting, Sculpture and Architecture of the Russian Academy of Arts) Criticism and Curating in Contemporary Academic Art Studies Education
- 4.Алина Венкова (доцент РГПУ им. А. И. Герцена, Международный журнал исследований культуры) Кураторство всего и педагогический поворот
- Alina Venkova (assoc.prof., The Herzen State Pedagogical University of Russia, International Journal of Cultural Research). Curation and of Everything and a Pedagogical Turn.
13:00 – 14:00 перерыв, экскурсия по дворцу Бобринских
coffee-break, The Bobrinsky Palace tour
14:00 – 16:00, ауд.152
Модераторы – Глеб Ершов, Кристина Сасонко, Анатолий Рыков
Moderators – Gleb Ershov, Kristina Sasonko, Anatoly Rykov
- 1.Глеб Ершов (доцент СПбГУ) Куратор как суперхудожник.
Gleb Ershov (assoc.prof. SPbSU) Curator as a SuperArtist
- 2.Кирилл Светляков (ведущий куратор Государственной Третьяковской галереи) Куратор – функционер или артист? Место куратора в системе художественного производства
- Kirill Svetlyakov (head curator, The State Tretyakov gallery) Is the Curator a Functionary or an Artist? Role of Curator in the Art Production System
- 4.Артём Магалашвили (арт-критик, куратор, Галерея Arts Square Gallery) Опасности профанации «нового» кураторского образования
Artem Magalashvili (art critic, curator, Arts Square Gallery)The Dangers of Profanation of the "New" Curatorial Education
- 4.Олеся Туркина (доцент СПбГУ, ведущий научный сотрудник ГРМ). Курировать обсерваторию
Olesya Turkina (assoc.prof. SPbSU; leading researcher, The State Russian Museum). To Curate the Observatory
- 5.Марина Бирюкова (доцент СПбГУ) Куратор и зритель как автор и адресат: опыт коммуникации и культурной медиации в «Школе для посетителей» Базона Брока на выставках «Документы» в Касселе
Marina Biryukova (assoc.prof. SPbSU) Curator and Visitor as an Author and an Addressee: Experience of Communication and Cultural Mediation in the "School for Visitors" of Bazon Brock at the Documenta Exhibitions in Kassel.
23 октября 2019 г., среда
October 23, 2019 Wednesday
Галерея «Arts Square Gallery», Итальянская ул., 5
Arts Square Gallery, Italyanskaya ul., 5
10:00 – 13:00
Модераторы – Дарья Пыркина, Екатерина Станюкович-Денисова
Moderators – Darya Pyrkina, Ekaterina Stanyukovich-Denisova
- 1.Екатерина Станюкович-Денисова (ст. преподаватель СПбГУ; ст. научный сотрудник НИИ ТИАГ (Москва)) Дисциплина "Современные кураторские практики" образовательной программы «Искусствоведение. История искусства» (магистратура) СПбГУ. Перспективы реализации
Ekaterina Stanyukovich-Denisova (head lecturer, SPbSU; senior researcher, Scientific Research Institute of the Theory and History of Architecture and Urban Planning, Moscow)The Modern Curatorial Practices on the Master’s Program “Art Studies. History of Art” at the St. Petersburg State University. Implementation Prospects
- 2.Дарья Пыркина (зав.отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи) Кураторство как академическая дисциплина
Daria Pyrkina (head of the Educational Programs Department, The State Tretyakov Gallery) The Curating as an Academic Discipline
- 3.Сергей Хачатуров (МГУ имени М.В. Ломоносова; ст. научный сотрудник ГИИ (Москва)) Куратор — режиссер гибридного перформанса
Sergey Khachaturov (assoc.prof. Lomonosov Moscow State University;senior researcher, The State Institute for Art Studies (Moscow)) Curator — Director of the Hybrid Performance
- 4.Лилия Воронкова (антрополог, куратор арт-сайнс проектов, ЦНСИ, СПб) Между наукой и искусством: проблемы гибридных арт-сайнс проектов
Lilia Voronkova (anthropologist, art-science projects curator, Centre for Independent Social Research (CISR), St. Petersburg) Between Science and Art: Problems of Hybrid Projects
- 5.Ирэна Актуганова (генеральный директор, Агентство 21; исполнительный директор Техно-Арт-Центра, доцент практики университета ИТМО) Новая Антропология: умножение сложности
Irina Aktuganova (CEO, Agency 21; Techno-Art Center; assoc.prof. ITMO University) New Anthropology: Multiplication of Complexity
- 6.Елизавета Шевелёва (ст. преподаватель Санкт-Петербургский государственный институт культуры) Опыт кураторской работы в частном музее мастеров Шевелёвых и каргопольской глиняной игрушки
-
Elizaveta Sheveleva (head lecturer, Saint-Petersburg State University of Culture and Arts) Curatorial Experience at the Family Museum of Shevelev Masters and Kargopol Clay Toy
- 7.Светлана Мальцева (ст. преподаватель СПбГУ; ст. научный сотрудник НИИ ТИАГ (Москва)); Мария Заворина (научный сотрудник НИИ ТИАГ (Москва)) Арт-фотография Надежды Кузнецовой: специфика творчества и кураторские решения
Svetlana Maltseva (head lecturer, SPbSU, senior researcher, Scientific Research Institute of the Theory and History of Architecture and Urban Planning, Moscow) Maria Zavorina (researcher, Scientific Research Institute of the Theory and History of Architecture and Urban Planning, Moscow) Fine-Art Photography of Nadja Kuznetsova: Specifics of Creativity and Curatorial Decisions
- 8.Анастасия Пацей (директор Музея нонконформистского искусства, арт-центр “Пушкинская-10”) Кураторские стратегии в контексте художественной самоорганизации. Опыт арт-центра “Пушкинская-10”
Anastasia Patsey (director of The Museum of Nonconformist Art, Pushkinskaya-10 Art Center) Curatorial Strategies in the context of Artistic Self-Organization. Experience of the “Pushkinskaya-10” Art Center
- 9.Анастасия Ярмош (директор Центра Art & Science, Университет ИТМО)
Anastasia Yarmosh (director of the Art & Science Center, ITMO University)
- 10.Александра Тарасова (студент, СПбГУ) Танцевальный перформанс в современном искусстве
Alexandra Tarasova (student, SPbSU) Dance Performance in Contemporary Art
- 11.Милан Просен (доцент, зав. кафедрой социальных и гуманитарных наук, Университет искусств, Белград, Сербия), Весна Круляс (профессор, Университет искусств, Белград, Сербия) Национальный музей в Белграде: концепция мультимедийной презентации наследия Любомира Мичича
Dr. Milan Prosen (head of the Social and Human Sciences Department of the Faculty of Applied Arts, University of the Arts in Belgrade, Serbia), Prof. Vesna Kruljac (Faculty of Applied Arts University of the Arts in Belgrade, Serbia) National Museum in Belgrade: The Concept of a Multimedia Presentation of the Legacy of Ljubomir Micić 11.Лера Лернер (художник, куратор) Практики работы с нехудожниками: меры делегирования ответственности
-
Lera Lerner (artist, curator) Non-artist Curatorial Practices: Delegation of Responsibility
13:00 – 14:00 кофе-брейк
coffee-break
16:00 Круглый стол: Галерея vs куратор
Round Table: Gallery VS Curator
Модератор – Кристина Сасонко
Moderator – Kristina Sasonko
Участники:
- 1.Кристина Сасонко (директор Фонда содействия образованию, науки и искусства «Новое искусствознание»)
Kristina Sasonko (CEO, New Art Studies Development Foundation)
- 2.Кристина Березовская (директор галереи искусств KGallery)
Kristina Berezovskaya (CEO, KGallery)
- 3.Анна Нова (директор галереи искусств Anna Nova Gallery)
Anna Nova (CEO, Anna Nova Gallery)
Институт кураторства, начавший складываться в России в последние десятилетия, сегодня динамично развивается. Новые общественные отношения, возможности современных технологии, конъюнктура рынка определяют потребность медиации между искусством и зрителем, между художником и конечным потребителем.
Сфера кураторской деятельности, предполагающей умение сочетать различные подходы, стремительно расширяется и захватывает области, выходящие за рамки гуманитарного знания, в т.ч. направление art-science. Проблема многоступенчатой подготовки специалистов, отвечающих современным мировым требованиям и отечественной специфике, стоит особенно остро и требует новых решений.
Вместе с тем за последние годы отечественными специалистами в различных институциях (вузах, музеях, арт-центрах, галереях и пр.) накоплен достаточный теоретический и практический опыт. В Санкт-Петербургском университете кураторская деятельность представляется актуальным научным направлением как комплекс ориентированный на междисциплинарные исследования. На базе магистратуры уже реализуется образовательные программы «Кураторские исследования», «Музейное кураторство», также планируются отдельные, связанные с кураторством дисциплины на других профилях.
В задачи научно-практической конференции входит: обсудить пересечения дисциплинарных и институциональных границ кураторской деятельности; «подобрать ключи» к всестороннему изучению кураторской теории и практики; обмен идеями, методиками и опытом, как положительным, так и отрицательным.
В конференции участвуют художники, независимые кураторы, галеристы, музейные кураторы, студенты, преподаватели и руководители образовательных программ ведущих профильных институций Москвы и Петербурга.
Конференция пройдет 22 и 23 октября 2019 г.
22.10.19 — Факультет свободных искусств и наук СПбГУ (Галерная ул., 58-60) ауд. 152. Вход по предъявлению паспорта.
23.10.19 — Art Square Gallery (Итальянская ул., 5)
Дополнительная информация : office@newartstudies.ru
+7 905 269 18 90