20 февраля 2020 года состоялась научно-практическая конференция «Царство Флоры: растительные мотивы в искусстве», которая прошла в Arts Square Gallery (Санкт-Петербург, ул. Итальянская д.5)
Цветы и растения – неизменный декоративный мотив в искусстве различных времен и регионов, их нежность, хрупкость, красота издавна привлекала художников. Венки окружали священные образы, цветочные гирлянды украшали фасады и интерьеры, листья вплетались в орнаменты, розетки декорировали керамические изделия и ткани. Образ каменного цветка как недостижимого идеала прекрасного превращается в сказочный мотив. Флора неизменно воспринималась как символ: пробуждающиеся весенние листья знаменовали возрождение, лавровый венок возвеличивал победителя. С древнейших времен растительные мотивы рассматривались как тайный язык знаков, понятный лишь просвещенным.
Флора в живописи и скульптуре, цветы из стекла, металла и камня, растительные узоры в керамике, вышивке и кружеве – круг тем научно-практической конференции «Царство Флоры: растительные мотивы в искусстве».
Научно-практическая конференция была приурочена к проведению выставки «Мадонна в цветах. Рубенс, Брейгель, ван Клеве. Фламандская живопись XVII века» (Arts Squae Gallery). В конференции приняли участие искусствоведы, культурологи, сотрудники музеев и галерей, коллекционеры.
Темы конференции:
- -Растительный орнамент в искусстве
- -Символика растений в искусстве
- -Растительные мотивы в архитектурном декоре
- -Цветочные мотивы в интерьерах зданий
- -Растительные мотивы в пластических искусствах
- -Флоральные мотивы в живописи
- -Тема цветов в современных визуальных искусствах
- -Цветочные мотивы в декоративно-прикладном искусстве (ювелирное искусство, керамика, стекло, текстиль, художественный металл, резьба по дереву и кости)
Оргкомитет конференции:
Габриэль Галина Николаевна – кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры
Арутюнян Юлия Ивановна – кандидат искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина
Костыря Максим Алексеевич – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории западноевропейского искусства Санкт-Петербургского государственного университета
Шик Ида Александровна – кандидат искусствоведения, гл. редактор научного журнала «Новое искусствознание», младший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа
Сасонко Кристина Олеговна – искусствовед, директор Фонда «Новое искусствознание», куратор выставочного проекта «Мадонна в цветах. Рубенс, Брейгель, ван Клеве. Фламандская живопись XVII века»
Материалы конференции будут опубликованы в специальном выпуске научного рецензируемого журнала «Новое искусствознание».
Программа конференции:
10.00–10.30 – Регистрация участников
10.30–10.45 Открытие конференции. Приветственное слово директора Фонда «Новое искусствознание» К. О. Сасонко
10.45–14.00 Утреннее заседание. Модераторы – Ю. И. Арутюнян, М. А. Костыря
- Сечин А. Г. (РГПУ им. А. И. Герцена). Ara Pacis Augustae как визуальное риторическое высказывание
- Кифишина О. А. (РГГУ). Букет Флоры: к вопросу об иконографии растительного мифа в помпейских фресках
- Сасонко К. О. (Фонд «Новое искусствознание»). Флоральные мотивы в декоре капителей церквей Эльзаса XIII – XV вв.
- Пашкова C. (СПбГИК). Художественная и семантическая роль цветов в шпалерах «мильфлер» на примере цикла «Дама с единорогом»
- Локалова О. В. (Гос. Эрмитаж). Влияние немецкой графики XVI-XVII на развитие цветочных и растительных мотивов в художественном серебре
- Скворцова Е. А. (СПбГУ). Мотив цветочной рамы в европейском портрете конца XVI – первой половины XVIII века: истоки, смыслы, контекст
- Арутюнян Ю. И. (СПбГИК, СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина). Флоральный ориентализм: экзотические растения в графике XVII века
- Королькова О. А. (СПбГИК). Растительные мотивы в голландском архитектурном декоре XVII века
- Абдуллина Д. А. (ГРМ). Флоральная символика в отечественном детском портрете XVIII–XIX веков: ребенок в царстве Флоры
- Белова Ю. Н. (СПбГУТД). Рокайльный гротеск в раннем творчестве Антуана Ватто
- Лыкова А. А. (СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина). Особенности растительных орнаментов в интерьерах мексиканских церквей XVIII века
14.00–14.30 – Кофе-брейк
14.30–17.30 Дневное заседание. Модераторы – Г. Н. Габриэль, И. А. Шик
- Исаева О. А. (СПбГИК). «Цветочная марка»: флоральные мотивы в изделиях Минтона 1830-50-х гг.
- Демина Н. Б. (Гос. Эрмитаж). Цветочный бум во французской живописи XIX века
- Габриэль Г. Н. (СПбГИК). Цветы в камнерезном искусстве: история и современность
- Графова Е. О. (Институт наследия). Ботанические каталоги и их роль в формировании стилистики флоральных мотивов западноевропейского модерна
- Сафронова П. Н. (СПбГИК). Символика растений в японском костюме на примере гравюр укиё-э
- Магалашвили А. Р. (Arts Square Gallery). Гинкго билоба – азиат, немец и модернист
- Афанасьева Э. М. (Институт Пушкина). Глубокий обморок сирени: синтез искусств в истории воплощения сиреневого мифа русской культуры
- Щирова Б. Г. (СПб ГАИЖСАим. И. Е. Репина). Роль орнамента в искусстве Палеха
- Шик И. А. (Гос. Эрмитаж). Флоральные мотивы в фарфоре «оттепели»
- Епишин А. С. кандидат искусствоведения, доцент,
главный редактор журнала критики, теории и истории современного искусства «Community Arts». Формальный и символический дискурс цветка в пространстве современного искусства
17.30–18.00 Кофе-брейк
18.00–19.00 Круглый стол по итогам выставки «Мадонна в цветах». Модератор – К. О. Сасонко
Регламент докладов – 15 минут
Изображение: Ян Брейгель Младший, Эразмус Квеллинус. «Цветочный венок с Магдалиной, распятием и черепом», фрагмент. Около 1630 г. Дерево, масло.