Объявление о конкурсе было размещено на разных площадках в интернете, в том числе в социальных сетях и на сайте Ассоциации искусствоведов. Приём работ был открыт с 25 декабря 2022 г. по 1 июля 2023 г. включительно.
География авторов простирается от Балтийского моря до Байкала: поступили работы из Москвы и Калининграда, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Калининграда, Вологодской (с. Ферапонтово), Ленинградской (г. Сосновый Бор) и Иркутской (п. Усть-Ордынский) областей.
В конкурсе приняли участие исследователи (в том числе независимые) и учащиеся разных возрастных категорий: пенсионерка, бакалавр, магистрантка, магистры – независимые исследователи, аспирантка, соискательница. младший научный сотрудник; более половины авторов конкурсных работ - кандидаты искусствоведения, исторических и философских наук, в том числе пять доцентов и академик РАХ.
Разнообразна аффилиация конкурсантов: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина, Российский государственный гуманитарный университет, Научно-исследовательский университет ВШЭ, Федеральный Балтийский Университет им. И. Канта, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанская православная духовная семинария, Сибирский федеральный университет, Усть-Ордынская детская школа искусств, Ассоциация искусствоведов, Союз художников, а также музейные институции: Государственный Эрмитаж, Музей фресок Дионисия, Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова и другие учреждения.
Тематика поступивших конкурсных работ очень разнообразна по видам и технике искусства, жанрам, регионам и эпохам, и по рассматриваемой проблематике. Она охватывает монументальное (стенопись и скульптуры), станковую живопись различных жанров (от портрета до пейзажа), декоративно-прикладное (от книжной иллюминации до текстиля) искусство и архитектуру (от архитектурного декора до реконструкции элемента городской среды). Это - западноевропейское (французское, итальянское, испанское, немецкое), византийское и русское, сибирское и дальневосточное искусство; христианское и буддийское. Эпохи - от Средневековья и Возрождения, до модерна и живописи рубежа XX-XXI вв. Работы посвящены различным проблемам: выявления источников и передачи иконографии, изучения орнамента, реконструкции городской культуры и влиянию национальных традиций, а также атрибуции.
Тематика конкурсных работ, допущенных в финал конкурса:
Особенности трактовки сцены смерти Иуды Искариота в Морализованных Библиях 3-х десят. XIII вв. (Мирошник А.Д.)
Формальные критерии женских автопортретов XVI века в Италии (Новикова Е.С.)
Возрождение образа Гебы в итальянском искусстве XVI века (Абрамкин И.А.)
Айюнтамьенто в Севилье. Аллегории и символы архитектурного декора. (Сим Н.М.)
Кавод-Докса-Слава Божия. Cияющее облако как пространственная икона Небес в куполах византийских храмов (Лидов А.М.)
Миниатюра "Церковь Святых Апостолов" в Часослове 1423 г. из собрания Троице-Сергиевой Лавры: архитектоника, геометрия и художественные параллели в византийском искусстве. (Суслова Р.И.)
Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов (Силина О.В.)
Борхт или Пискатор? Проблемы и принципы определения иконографических источников Апокалипсиса русских стенописей XVII века (Шемякова Я.В.)
Юнкерштрассе: опыт виртуальной реконструкции исторической улицы Кёнигсберга времени И. Канта. XVIII — начало XIX века. (Белинцева И.С., Баранова Е.В., Верещагин В.А., Маслов В.Н.)
Иконография петербургского пейзажа в искусстве 1980-2000 гг. (Подлипенцева К.И.)
Буддийская коллекция национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа. Изучение и составление каталога (Асалханова Е.В.)
Введение иконической знаковости в орнаменты Сибири и Дальнего Востока в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве (Смолина М.Г.)
Стиль модерн и национальные традиции в орнаментах русских декоративных тканей нач. XX в. (Войтова Е.А.)
Все члены Экспертного совета CIVIS участвовали в качестве членов Жюри и единогласно проголосовали за решение (Протокол №1 от 01.09.2023).
00:00 Михаил Анатольевич Рогов (Москва) Приветствие участникам конференции.
15:24 Майя Гавриловна Смолина (Красноярск) Введение иконической знаковости в орнаменты Сибири и Дальнего Востока в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве.
32:37 Алина Дмитриевна Мирошник (Москва) Особенности трактовки сцены смерти Иуды Искариота в Морализованных Библиях 3-х десят. XIII вв.
52:40 Ирина Валерьевна Голубева (Санкт-Петербург) Джотто в лицах: Мастер Исаака, Мастер св. Франциска, Мастер парусов. Историографический обзор проблемы атрибуций фресковых циклов базилики Сан-Франческо в Ассизи.
1:14:23 Иван Александрович Абрамкин (Москва) Возрождение образа Гебы в итальянском искусстве XVI века.
1:28:17 Ольга Владимировна Силина (Ферапонтово) Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов.
1:43:15 Яна Владимировна Шемякова (Ферапонтово) Борхт или Пискатор? Проблемы и принципы определения иконографических источников Апокалипсиса русских стенописей XVII века.
По техническим причинам видеозаписи других докладов и церемонии 15 сентября 2023 г, не сохранились, председатель Жюри М.А.Рогов приносит свои искренние извинения.
ПРОГРАММА конференции:
Всероссийская научная конференция ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2023 Iconographic and Visual Studies 2023 Культурный центр и галерея Beriozka Gallery, Санкт-Петербург, 15 сентября 2023.
9.30-10.00 (мск). Приветствие участникам конференции
10:00–13:00 (мск.)
- • Майя Гавриловна Смолина, доцент, кандидат философских наук, доцент Сибирского федерального университета, старший научный сотрудник Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, (Красноярск). Введение иконической знаковости в орнаменты Сибири и Дальнего Востока в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве. (Онлайн)
- • Алина Дмитриевна Мирошник, бакалавр истории искусств, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва). Особенности трактовки сцены смерти Иуды Искариота в Морализованных Библиях 3-х десят. XIII вв. (Онлайн)
-
• Ирина Валерьевна Голубева, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, Российский институт истории искусств, сектор изобразительных искусств и архитектуры, член Ассоциации искусствоведов (Санкт-Петербург). Джотто в лицах: Мастер Исаака, Мастер св. Франциска, Мастер парусов. Историографический обзор проблемы атрибуций фресковых циклов базилики Сан-Франческо в Ассизи.
• Надежда Михайловна Сим, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов, руководитель научного проекта гранта Российского научного фонда (Москва). Аллегории и символы в архитектурном декоре севильского Ренессанса. Исследование проводилось за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00029, https://rscf.ru/project/22-28-00029/(Онлайн)
- •Иван Александрович Абрамкин, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Возрождение образа Гебы в итальянском искусстве XVI века.
- • Екатерина Сергеевна Новикова, студентка магистратуры Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Формальные критерии женских автопортретов XVI века в Италии. (Онлайн)
- • Ирина Викторовна Белинцева, кандидат искусствоведения, доцент. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (НИИТИАГ ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»), (Москва), Елена Вячеславовна Баранова, кандидат исторических наук, доцент. Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики. Балтийский федеральный университет им. И. Канта (НИЦ СГИ БФУ им. Канта), (Калининград), Вячеслав Алексеевич Верещагин, младший научный сотрудник. Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики. Балтийский федеральный университет им. И. Канта (НИЦ СГИ БФУ им. Канта), (Калининград), Виталий Николаевич Маслов, кандидат исторических наук, доцент. Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики. Балтийский федеральный университет им. И. Канта (НИЦ СГИ БФУ им. Канта), (Калининград). Юнкерштрассе: опыт виртуальной реконструкции исторической улицы Кёнигсберга времени И. Канта. XVIII — начало XIX века. (Онлайн)
- • Екатерина Александровна Войтова, магистр искусствоведения, независимый исследователь (Санкт-Петербург). Стиль модерн и национальные традиции в орнаментах русских декоративных тканей нач. XX в.
13:00–14:00 (мск.) – Перерыв
14:00–17:00 (мск.)
- • Алексей Михайлович Лидов, академик РАХ, директор научного центра восточнохристианской культуры, зав. отделом культуры древности института мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва). Кавод-Докса-Слава Божия. Cияющее облако как пространственная икона Небес в куполах византийских храмов. (Онлайн)
- • Сергей Сергеевич Аванесов, доктор философских наук, профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, директор НОЦ «Гуманитарная урбанистика», главный редактор журнала «Визуальная теология» (Новгород). Кентавр на Руси. (Онлайн)
- • Раиса Анваровна Суслова, кандидат исторических наук, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанская православная духовная семинария (Казань). Константинопольская Церковь Святых Апостолов в книжной миниатюре: русский и византийский взгляд.
- • Ольга Владимировна Силина, соискатель кафедры русского искусства, Санкт-Петербургская академия художеств; Сотрудник экскурсионно-методического отдела. Музей фресок Дионисия, филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (Ферапонтово). Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов.
- • Яна Владимировна Шемякова, магистр искусствоведения, независимый исследователь (Ферапонтово). Борхт или Пискатор? Проблемы и принципы определения иконографических источников Апокалипсиса русских стенописей XVII века.
- • Ксения Игоревна Подлипенцева, аспирант Санкт-Петербургской академии художеств, методист научно-просветительного отдела, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Иконография петербургского пейзажа в искусстве 1980-2000 гг.
- • Кулакова Ольга Юрьевна, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник МАЭ РАН Кунсткамера (Санкт-Петербург). Образ ученого в портрете М. В. Ломоносова авторства Георга фон Преннера. Иконографические истоки, контекст, программа портрета.
- • Михаил Анатольевич Рогов, кандидат искусствоведения, кандидат экономических наук, доцент, научный руководитель Центра иконографических и визуальных исследований (CIVIS) Фонда «Новое искусствознание», доцент РАНХиГС (Москва). От интервизуальности и ретографии к «подразумеваемой иконографии»?
17:00–18:00 (мск.)
- • Научная дискуссия
- • Церемония награждения финалистов конкурса ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 (2023 CIVIS AWARD)
По итогам второго тура Жюри признан Лауреат (победитель) конкурса «ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» 2023 г.
Ольга Владимировна Силина
За работу «Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов»
Решением Жюри учреждены дополнительные номинации Конкурса «ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» в 2023 г, названия которых связаны с историографией иконографических исследований: так, выдающийся исследователь иконографии Аби Варбург (1866-1929) ввел в научный оборот понятие «Формула пафоса» и создал атлас «Мнемозина», источником многих сюжетов и мотивов позднесредневековой западноевропейской иконографии послужила знаменитая «Золотая легенда» Якова Ворагинского (ок. 1228-1298), а гротеск своей причудливой формой намекает на сложную игру взаимосвязи явлений, выявляемую научными стратегиями в визуальных исследованиях.
«ФОРМУЛА ПАФОСА» — Почетные дипломы финалистов конкурса в области иконографических и визуальных исследований
В 2023 г. почетные дипломы в этой номинации получают финалисты конкурса:
Алина Дмитриевна Мирошник
Яна Владимировна Шемякова
«ЗОЛОТАЯ ЛЕГЕНДА» — Почетные дипломы за вклад в развитие иконографических исследований
В 2023 г. почетные дипломы в этой номинации получают финалисты конкурса:
Алексей Михайлович Лидов
Надежда Михайловна Сим
«МНЕМОЗИНА» — Почетные дипломы финалиста конкурса в области иконографических исследований
В 2023 г. дипломы в этой номинации получают финалисты:
Иван Александрович Абрамкин
Екатерина Сергеевна Новикова
«ГРОТЕСК» — Почетные дипломы финалиста конкурса за исследования визуальности
В 2023 г. почетные дипломы в этой номинации получают финалисты:
Екатерина Владимировна Асалханова
Ирина Викторовна Белинцева, Елена Вячеславовна Баранова, Вячеслав Алексеевич Верещагин, Виталий Николаевич Маслов
Екатерина Александровна Войтова
Ксения Игоревна Подлипенцева
Майя Гавриловна Смолина
Раиса Анваровна Суслова