2023 CIVIS AWARD

Объявление о конкурсе было размещено на разных площадках в интернете, в том числе в социальных сетях и на сайте Ассоциации искусствоведов. Приём работ был открыт с 25 декабря 2022 г. по 1 июля 2023 г. включительно.

География авторов простирается от Балтийского моря до Байкала: поступили работы из Москвы и Калининграда, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Калининграда, Вологодской (с. Ферапонтово), Ленинградской (г. Сосновый Бор) и Иркутской (п. Усть-Ордынский) областей.

В конкурсе приняли участие исследователи (в том числе независимые) и учащиеся разных возрастных категорий: пенсионерка, бакалавр, магистрантка, магистры – независимые исследователи, аспирантка, соискательница. младший научный сотрудник; более половины авторов конкурсных работ - кандидаты искусствоведения, исторических и философских наук, в том числе пять доцентов и академик РАХ. 

Разнообразна аффилиация конкурсантов:  Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина, Российский государственный гуманитарный университет, Научно-исследовательский университет ВШЭ, Федеральный Балтийский Университет им. И. Канта, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанская православная духовная семинария, Сибирский федеральный университет, Усть-Ордынская детская школа искусств, Ассоциация искусствоведов, Союз художников, а также музейные институции: Государственный Эрмитаж, Музей фресок Дионисия, Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова и другие учреждения.

Тематика поступивших конкурсных работ очень разнообразна по видам и технике искусства, жанрам, регионам и эпохам, и по рассматриваемой проблематике. Она охватывает монументальное (стенопись и скульптуры), станковую живопись различных жанров (от портрета до пейзажа), декоративно-прикладное (от книжной иллюминации до текстиля) искусство и архитектуру (от архитектурного декора до реконструкции элемента городской среды). Это - западноевропейское (французское, итальянское, испанское, немецкое), византийское и русское, сибирское и дальневосточное искусство; христианское и буддийское. Эпохи - от Средневековья и Возрождения, до модерна и живописи рубежа XX-XXI вв. Работы посвящены различным проблемам: выявления источников и передачи иконографии, изучения орнамента, реконструкции городской культуры и влиянию национальных традиций, а также атрибуции.

 

Тематика конкурсных работ, допущенных в финал конкурса:

Особенности трактовки сцены смерти Иуды Искариота в Морализованных Библиях 3-х десят. XIII вв. (Мирошник А.Д.)

Формальные критерии женских автопортретов XVI века в Италии (Новикова Е.С.)

Возрождение образа Гебы в итальянском искусстве XVI века (Абрамкин И.А.)

Айюнтамьенто в Севилье. Аллегории и символы архитектурного декора. (Сим Н.М.)

Кавод-Докса-Слава Божия. Cияющее облако как пространственная икона Небес в куполах византийских храмов (Лидов А.М.)

Миниатюра "Церковь Святых Апостолов" в Часослове 1423 г. из собрания Троице-Сергиевой Лавры: архитектоника, геометрия и художественные параллели в византийском искусстве. (Суслова Р.И.)

Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов (Силина О.В.)

Борхт или Пискатор? Проблемы и принципы определения иконографических источников Апокалипсиса русских стенописей XVII века (Шемякова Я.В.)

Юнкерштрассе: опыт виртуальной реконструкции исторической улицы Кёнигсберга времени И. Канта. XVIII — начало XIX века. (Белинцева И.С., Баранова Е.В., Верещагин В.А., Маслов В.Н.)

Иконография петербургского пейзажа в искусстве 1980-2000 гг. (Подлипенцева К.И.)

Буддийская коллекция национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа. Изучение и составление каталога (Асалханова Е.В.)

Введение иконической знаковости в орнаменты Сибири и Дальнего Востока в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве (Смолина М.Г.)

Стиль модерн и национальные традиции в орнаментах русских декоративных тканей нач. XX в. (Войтова Е.А.)

Все члены Экспертного совета CIVIS участвовали в качестве членов Жюри и единогласно проголосовали за решение (Протокол №1 от 01.09.2023).

 
Записи приветствия и докладов.

Фоторепортаж и видеозаписи 2023 CIVIS AWARD

ТАЙМ-КОДЫ:
 

00:00 Михаил Анатольевич Рогов (Москва) Приветствие участникам конференции.

15:24 Майя Гавриловна Смолина (Красноярск) Введение иконической знаковости в орнаменты Сибири и Дальнего Востока в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве.

32:37 Алина Дмитриевна Мирошник (Москва) Особенности трактовки сцены смерти Иуды Искариота в Морализованных Библиях 3-х десят. XIII вв.

52:40 Ирина Валерьевна Голубева (Санкт-Петербург) Джотто в лицах: Мастер Исаака, Мастер св. Франциска, Мастер парусов. Историографический обзор проблемы атрибуций фресковых циклов базилики Сан-Франческо в Ассизи.

1:14:23 Иван Александрович Абрамкин (Москва) Возрождение образа Гебы в итальянском искусстве XVI века.

1:28:17 Ольга Владимировна Силина (Ферапонтово) Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов.

1:43:15 Яна Владимировна Шемякова (Ферапонтово) Борхт или Пискатор? Проблемы и принципы определения иконографических источников Апокалипсиса русских стенописей XVII века.


По техническим причинам видеозаписи других докладов и церемонии 15 сентября 2023 г, не сохранились, председатель Жюри М.А.Рогов приносит свои искренние извинения.

ПРОГРАММА конференции:

Всероссийская научная конференция ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2023 Iconographic and Visual Studies 2023 Культурный центр и галерея Beriozka Gallery, Санкт-Петербург, 15 сентября 2023.

9.30-10.00 (мск). Приветствие участникам конференции

10:00–13:00 (мск.)

  • Майя Гавриловна Смолина, доцент, кандидат философских наук, доцент Сибирского федерального университета, старший научный сотрудник Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, (Красноярск). Введение иконической знаковости в орнаменты Сибири и Дальнего Востока в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве. (Онлайн)
  • Алина Дмитриевна Мирошник, бакалавр истории искусств, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва). Особенности трактовки сцены смерти Иуды Искариота в Морализованных Библиях 3-х десят. XIII вв. (Онлайн)

  • Ирина Валерьевна Голубева, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, Российский институт истории искусств, сектор изобразительных искусств и архитектуры, член Ассоциации искусствоведов (Санкт-Петербург). Джотто в лицах: Мастер Исаака, Мастер св. Франциска, Мастер парусов. Историографический обзор проблемы атрибуций фресковых циклов базилики Сан-Франческо в Ассизи.

  • Надежда Михайловна Сим, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов, руководитель научного проекта гранта Российского научного фонда (Москва). Аллегории и символы в архитектурном декоре севильского Ренессанса. Исследование проводилось за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00029, https://rscf.ru/project/22-28-00029/(Онлайн)
  • •Иван Александрович Абрамкин, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Возрождение образа Гебы в итальянском искусстве XVI века.
  • • Екатерина Сергеевна Новикова, студентка магистратуры Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Формальные критерии женских автопортретов XVI века в Италии. (Онлайн)
  • • Ирина Викторовна Белинцева, кандидат искусствоведения, доцент. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (НИИТИАГ ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»), (Москва), Елена Вячеславовна Баранова, кандидат исторических наук, доцент. Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики. Балтийский федеральный университет им. И. Канта (НИЦ СГИ БФУ им. Канта), (Калининград), Вячеслав Алексеевич Верещагин, младший научный сотрудник. Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики. Балтийский федеральный университет им. И. Канта (НИЦ СГИ БФУ им. Канта), (Калининград), Виталий Николаевич Маслов, кандидат исторических наук, доцент. Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики. Балтийский федеральный университет им. И. Канта (НИЦ СГИ БФУ им. Канта), (Калининград). Юнкерштрассе: опыт виртуальной реконструкции исторической улицы Кёнигсберга времени И. Канта. XVIII — начало XIX века. (Онлайн)
  • • Екатерина Александровна Войтова, магистр искусствоведения, независимый исследователь (Санкт-Петербург). Стиль модерн и национальные традиции в орнаментах русских декоративных тканей нач. XX в.

 

13:00–14:00 (мск.) – Перерыв

 

14:00–17:00 (мск.)

 

  • • Алексей Михайлович Лидов, академик РАХ, директор научного центра восточнохристианской культуры, зав. отделом культуры древности института мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва). Кавод-Докса-Слава Божия. Cияющее облако как пространственная икона Небес в куполах византийских храмов. (Онлайн)
  • • Сергей Сергеевич Аванесов, доктор философских наук, профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, директор НОЦ «Гуманитарная урбанистика», главный редактор журнала «Визуальная теология» (Новгород). Кентавр на Руси. (Онлайн)
  • • Раиса Анваровна Суслова, кандидат исторических наук, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанская православная духовная семинария (Казань). Константинопольская Церковь Святых Апостолов в книжной миниатюре: русский и византийский взгляд.
  • • Ольга Владимировна Силина, соискатель кафедры русского искусства, Санкт-Петербургская академия художеств; Сотрудник экскурсионно-методического отдела. Музей фресок Дионисия, филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (Ферапонтово). Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов.
  • • Яна Владимировна Шемякова, магистр искусствоведения, независимый исследователь (Ферапонтово). Борхт или Пискатор? Проблемы и принципы определения иконографических источников Апокалипсиса русских стенописей XVII века.
  • • Ксения Игоревна Подлипенцева, аспирант Санкт-Петербургской академии художеств, методист научно-просветительного отдела, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Иконография петербургского пейзажа в искусстве 1980-2000 гг.
  • • Кулакова Ольга Юрьевна, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник МАЭ РАН Кунсткамера (Санкт-Петербург). Образ ученого в портрете М. В. Ломоносова авторства Георга фон Преннера. Иконографические истоки, контекст, программа портрета. 
  • • Михаил Анатольевич Рогов, кандидат искусствоведения, кандидат экономических наук, доцент, научный руководитель Центра иконографических и визуальных исследований (CIVIS) Фонда «Новое искусствознание», доцент РАНХиГС (Москва). От интервизуальности и ретографии к «подразумеваемой иконографии»?

 

17:00–18:00 (мск.)

  • • Научная дискуссия
  • • Церемония награждения финалистов конкурса ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 (2023 CIVIS AWARD)

По итогам второго тура Жюри признан Лауреат (победитель) конкурса «ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» 2023 г.

Ольга Владимировна Силина

За работу «Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов»

 

Решением Жюри учреждены дополнительные номинации Конкурса «ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» в 2023 г, названия которых связаны с историографией иконографических исследований: так, выдающийся исследователь иконографии Аби Варбург (1866-1929) ввел в научный оборот понятие «Формула пафоса» и создал атлас «Мнемозина», источником многих сюжетов и мотивов позднесредневековой западноевропейской иконографии послужила знаменитая «Золотая легенда» Якова Ворагинского (ок. 1228-1298), а гротеск своей причудливой формой намекает на сложную игру взаимосвязи явлений, выявляемую научными стратегиями в визуальных исследованиях.

 

«ФОРМУЛА ПАФОСА» — Почетные дипломы финалистов конкурса в области иконографических и визуальных исследований

В 2023 г. почетные дипломы в этой номинации получают финалисты конкурса:

Алина Дмитриевна Мирошник

Яна Владимировна Шемякова

 

«ЗОЛОТАЯ ЛЕГЕНДА»Почетные дипломы за вклад в развитие иконографических исследований

В 2023 г. почетные дипломы в этой номинации получают финалисты конкурса:

Алексей Михайлович Лидов

Надежда Михайловна Сим

 

«МНЕМОЗИНА» — Почетные дипломы финалиста конкурса в области иконографических исследований

В 2023 г. дипломы в этой номинации получают финалисты:

Иван Александрович Абрамкин

Екатерина Сергеевна Новикова

 

«ГРОТЕСК» Почетные дипломы финалиста конкурса за исследования визуальности

В 2023 г. почетные дипломы в этой номинации получают финалисты:

Екатерина Владимировна Асалханова

Ирина Викторовна Белинцева, Елена Вячеславовна Баранова, Вячеслав Алексеевич Верещагин, Виталий Николаевич Маслов

Екатерина Александровна Войтова

Ксения Игоревна Подлипенцева

Майя Гавриловна Смолина

Раиса Анваровна Суслова



15
сентября
2023 г.
9:30 - 18:00