Международная НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Лицо в средневековой культуре Запада и Востока»
Дата: 4-5 июля 2019 г.
Время: 09.00
Место: Arts Square Gallery - Итальянская ул., 5 (Вход с площади Искусств)
SISMEL - Международное общество изучения латинского Средневековья (Флоренция)
UAI - Международное объединение академии наук (Брюссель)
Лаборатория медиевистических исследований НИУ «Высшая школа экономики»
Фонд содействия развитию образования, науки и искусства «Новое искусствознание»
Международная конференция «Лицо в средневековой культуре Запада и Востока» организована совместно Фондом «Новое искусствознание», Международным обществом изучения латинского Средневековья (SISMEL, Флоренция), Международным объединением академий наук (UAI, Брюссель) и Лабораторией медиевистических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Этот форум – очередная ежегодная встреча неформальной группы единомышленников, объединившихся вокруг журнала «Micrologus» и проходящих под тем же кодовым названием конференций. Журнал возник в 1992 году по инициативе Агостино Паравичини Бальяни, историка средневекового папства, но также историка идей, науки, искусства, историка-антрополога. Вновь поднятая им проблематика тела вышла за рамки политической истории, став одновременно и модной, и объединяющей для различных направлений поиска. Он сумел передать свой энциклопедический настрой десяткам медиевистов, среди которых и антропологи, Шмитт и Пастуро, и историки схоластики, как Тициана Суарес-Нани и Ален Буро, филологи, как Чарльз Бернетт и Франческо Санти, историки медицины, как Кьяра Кришани, Эмилио Монтеро-Картелье, Майкл МакВо и Даниэль Жакар, географии, как Патрик Готье-Дальше, астрологии, как Никола Вейль-Паро, Жан-Патрис Буде, алхимии, как Микела Перейра, искусства, как Мишель Спизер и Жан Вирт.
Некоторые темы, обсуждаемые на конференциях «Micrologus», могут как минимум удивить, если не шокировать: «Рука», «Сердце», «Солнце и луна», «Кровь», «Кожа», «Труп», даже «Конечности». В таком наборе резонно увидеть дань моде на разного рода «истории топора», которыми заполнены книжные полки книжных магазинов в России и на Западе. Это не так. Конференции Micrologus – проект многоплановой реконструкции «дискурсов о теле» (как называлась одна из первых конференций) от поздней Античности до раннего Нового времени. Есть темы, звучащие более привычно и понятно: «театр природы», «влияние арабских наук на средневековый Запад», «Науки при королевском дворе», наконец, организованная совместно с московской Лабораторией медиевистических исследований конференция «Идеи гармонии»[1].
Характерно, что тематически конференции «Micrologus» перекликаются и с многолетней работой группы «Власть и общество» под руководством Н.А. Хачатурян (МГУ), и с ежегодными конференциями наших ренессансистов, организуемыми Л.М. Брагиной (МГУ), и с целым рядом проектов медиевистов из Института всеобщей истории РАН, прежде всего Сектора истории Средних веков и Группы исторической антропологии и истории повседневности. Схожие вопросы обсуждаются на секциях такого крупного международного форума, как «Актуальные проблемы теории и истории искусства», проходящего по очереди в Москве и Санкт-Петербурге. В конечном счете, цели этой работы, ведущейся каждым в своей области и в своей стране, состоят, во-первых, в том же поиске исторического человека, со всеми его мыслями и чувствами, который формулировали первые «Анналы» и последователи Аби Варбурга, во-вторых, в публикации критических изданий мало знакомых текстов позднего Средневековья, за которые ратовали основатели медиевистики.
Таким образом, проведение очередной конференции Micrologus в России более чем логично. Предложенная отцами-основателями тема «Лицо» как нельзя лучше вписывается в санкт-петербургский контекст в целом и в деятельность фонда «Новое искусствознание» в частности. Любой историк искусства знает, что именно оно – средостение творческих исканий большинства цивилизаций. Именно в нем, в его иконографических и стилистических метаморфозах на протяжении веков, можно обнаружить все самое главное, что происходит в истории искусства. Объяснение тому, на первый взгляд просто: лицо – зеркало души человека, а значит, если искусство стремится доступными ему средствами отразить жизнь души, внутренний мир человека, его связь с божеством, оно по определению свои лучшие силы отдает именно ему. Неслучайно в средневековом христианском искусстве лики выполнялись с особой тщательностью, а в особенно ответственных ситуациях – отдельными и, естественно, лучшими мастерами.
Однако констатация и без того всем понятного факта значимости лица в истории искусства вовсе не означает, что «тема раскрыта», тем паче – «закрыта». Цель конференции «Лицо» как раз состоит в том, чтобы, отдав первую скрипку историкам искусства, рассмотреть проблему с точек зрения разных гуманитарных дисциплин: истории медицины (Йозеф Циглер, Даниэль Жакар), астрологии и магии (Никола Вейль-Паро, Роберто Пома), литературы (Франческо Санти, Олег Воскобойников), политики (Михаил Бойцов, Агостино Паравичини Бальяни, Федор Успенский), религии (Андрей Виноградов, Алексей Муравьев, Ольга Тогоева). Хронологические рамки конференции охватывают все «долгое Средневековье», от Поздней Античности до Раннего Нового времени. География же включает в себя не только Европу, но и классический Восток, вплоть до Японии (Александр Бабин, Евгений Штейнер) – такой евразийский горизонт конференциям Micrologus в последние годы придало сотрудничество с Международным объединением академий наук, в котором представлена и Россия.
Олег Воскобойников
Доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ «Высшая школа экономики»
[1] Ideas of Harmony in Medieval Culture and Society. Micrologus. Nature, Sciences and Medieval Societies. Vol. 25. 2017.
Программа конференции:
4 июля (четверг)
9.00-9.30 Регистрация участников и гостей конференции.
9.30 Приветствие оргкомитета конференции:
Agostino Paravicini Bagliani, Kristina Sasonko, Oleg Voskoboynikov
CONSTRUCTING THE FACE
Presidence: Valentino Pace
9.45-10.30 Jean Wirth (Maisons-Laffitte). Face, trois-quart et profil dans l'art médiéval.
10.30-11.15 Alexandr Babin (Moscow). Full Face and Three-quarters representations in West- Indian Miniature Painting, XIIth-XVIth Centuries.
Presidence: Andreï Vinogradov
11.30-12.15 Michele Bacci (Fribourg). Beards and the Construction of Facial Appearance in the Middle Ages.
12.15-13.00 Evgeni Steiner (Moscow). Faces without Individualisation: the Art of Portraiture in Pre-Modern Japan.
13.00-14.00 перерыв.
Presidence: Joseph Ziegler
14.00-14.45 Nicolas Weill-Parot (Paris). Puissance des visages célestes et des visages terrestres : Marsile Ficin et l’exploitation d’un mot.
14.45-15.30 Olga Togoeva (Moscow). Visage inconnu de la sorcière.
15.30-16.45 Roberto Poma (Paris). Les faces cachées du visage: astrologie, physiologie et morale au XVIe siècle.
Presidence: Kristina Sasonko
17.00-17.45 Anna-Maria Makarova (Moscow). Portraits de rois dans les fresques du Monastère de Béthanie (1207): une synthèse des traditions byzantines, orientales et régionales.
17.45-18.30 Andreï Vinogradov (Moscow)/ Holy Faces from the Caucasus: Ancient Legends, Modern Myths.
18.30-19.00 Discussion
5 июля (пятница)
POLICIES AND POLITICS
Presidence: Agostino Paravicini Bagliani
9.30-10.15 Mikhail Boitsov (Moscow). The Face of the Dead. Political Rituals in Medieval Empire.
10.15-11.00 Valentino Pace (Roma). La faccia e tre casi: un papa, un imperatore, una nobildonna.
Presidence: Mikhail Boitsov
11.15-12.00 Dominic Olariu (Marburg). Le visage du gisant au XIVe siècle.
12.00-12.45 Fiodor Uspensky (Moscow). Facial metaphors in Toponymy of Old Rus'.
12.45-13.30 Agostino Paravicini Bagliani (Firenze). Rabelais et le visage du pape.
13.30-14.30 Перерыв
FACES AND TEXTS
Presidence: Roberto Poma
14.30-15.15 Danielle Jacquart (Paris). Observation du visage et diagnostic médical à la fin du Moyen Âge.
15.15-16.00 Alexeï Muraviev (Moscow). Face of the Sinner and Face of the Just: Ascetical Physiognomy in Eastern Syriac Mysticism.
16.00-16.45 Joseph Ziegler (Haifa). The Plurality of Faces in Pre-Modern Physiognomy.
Presidence: Danielle Jacquart
17.00-17.45 Francesco Santi (Firenze). Percuotere il volto: per una storia dello schiaffo.
17.45-18.30 Oleg Voskoboynikov (Moscow). Visage lisible au XIIIe siècle.
18.30-19.00 Beyond the Face. A final discussion animated by Agostino Paravicini Bagliani and Gerhard Wolf.
ДОКЛАДЫ БУДУТ ПРОХОДИТЬ НА АНГЛИЙСКОМ И ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКАХ
Фоторепортаж - Тимофей Кормилицын